Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан

«Восточный выезд даст новый импульс развитию Уфы»

22 июня 2021
19
0

/"Комменсант-Башкортостан"/

Автодорожный тоннель, который начали прокладывать в Уфе в 1992 году, является частью большого инфраструктурного проекта, реализация которого стала возможна благодаря консолидации усилий федеральных и республиканских властей и частного бизнеса. С 2017 года Восточный выезд приобретает реальные очертания силами специалистов «Башкирской концессионной компании» (БКК, входит в «ВТБ инфраструктурный холдинг»), которая заключила с властями республики концессионное соглашение. Генеральный директор БКК Асабали Закавов рассказал об истории проекта и текущем положении дел.
 
 Асабали Арсланбекович, еще полтора года назад казалось, что проект будет заморожен, но сейчас понятно: он будет реализован. Расскажите об этапах проекта с самого начала, в чем его уникальность и сложность?
— В проект мы вступили в 2017 году, заключив концессионное соглашение с правительством республики. На тот момент уже назрела необходимость строительства в Уфе нового транспортного узла, тем более, что автодорожный тоннель, который является основной частью Восточного выезда, был заложен еще 30 лет назад. Из-за отсутствия достаточного финансирования, все эти годы проект существовал в вялотекущем режиме: на эксплуатационные нужды тоннеля бюджет ежегодно тратил 200-300 млн руб. Механизм государственно-частного партнерства позволил реанимировать Восточный выезд. Объём финансирования работ значимый, стоимость строительно-монтажных  33,5 млрд руб., из которых 20 млрд руб.  федеральная поддержка, более 4,5 млрд руб. — вливания республиканского бюджета и более 9 млрд руб.  это частные инвестиции концессионера в лице Башкирской концессионной компании. Сложность проекта заключается в том, что нам приходится перестраивать объект, начало которого было заложено десятилетия назад. За это время, например, поменялись требования по безопасности. Впрочем, нам удалось успешно защититься в Главгосэкспертизе в 2018 году, несмотря на то, что в проектных решениях многие нюансы пришлось пересмотреть, но зато мы уверены, что безопасности людей ничего не угрожает.
Восточный выезд — два уникальных сооружения: тоннель, который уходит под землю на глубину 60 м, и мостовой переход, ширина одного из пролетов которого составляет более 100 м. Кроме того, есть развязки, пункт взимания платы, современная система автоматизации и управления дорожным движением. Это уникальность нашего проекта. У него были сложные времена, но лично я верил: мы найдем выход из любой трудной ситуации.
 Почему «ВТБ инфраструктурный холдинг» решился взяться за этот проект? Что вас в нем заинтересовало?
— Инвестиции в инфраструктуру — наша специализация. В портфеле «ВТБ инфраструктурный холдинг» немало подобных объектов, один из них — Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. Это наш флагман. И большой участок дороги Москва-Санкт-Петербург был построен силами холдинга. Есть проект, который уже завершен — Камбарка. Есть в пуле завершенных проектов мост через р. Пур в ЯНАО. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, повторюсь: это наша работа.
— Но в Уфе, как вы уже отметили, была определенная сложность: тоннель, который был закопан под землю десятилетия назад… Холдинг ведь мог выбрать и другой объект для инвестиций.
— Мы не строим, где проще, несмотря на проблемы, нам интересно участвовать в социально значимых инициативах, оставить свой след. Не просто построить, чтобы построить, проекты должны быть полезны обществу. Этот момент нас также привлек в Уфе.
 Все-таки, чья была инициатива дожать проект: ваша, как инвестора, или властей региона?
— Инициация была со стороны республики. Безусловно, если бы не усилия региональных властей, этого проекта бы не было. Концессионеру в одиночку невозможно решить все насущные вопросы. Без помощи со стороны местных властей, повторюсь, о проекте можно было бы забыть. Без федеральных денег реализовать его невозможно: у региона нет необходимого объема средств. Регион, конечно, мог на себя взять финансовую нагрузку, но она была бы очень тяжелой. Именно поэтому проект реализуется с применением механизма концессии с привлечением частных инвестиций. Только общие усилия — правительства республики, федеральных властей и «ВТБ инфраструктурный холдинг» — позволяют этому проекту двигаться вперед.
 На прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме вам и вашим коллегам по проекту были вручены сертификаты Национальной системы оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS. Расскажите подробнее об этой системе сертификации.
— В рамках стран-участниц G20 есть проекты и отдельные группы, которые занимаются разработкой определенных критериев качества инфраструктурных проектов. Там рассматриваются различные аспекты: как проект влияет на экономику региона, на социальные, экологические аспекты и так далее. Мы на протяжении последнего полугода активно работали с ВЭБ.РФ, Центром ГЧП, которые разработали соответствующую методологию. Нас выбрали в качестве пилотного проекта, и мы гордимся, что по итогам сертификации наш уровень достижения — «золото», и мы стали первыми в России, кто смог подтвердить соответствие проекта высоким мировым стандартам. Мы всегда делали акцент, что на проекте должны работать и местные жители, и местный бизнес.
Так, планируем заключить с местными производителями контрактов на общую сумму около 5 млрд руб. Это дает существенный импульс для экономики региона, в котором мы зарегистрированы и платим налоги.
 Резюмируя, что Восточный выезд даст Уфе?
— В первую очередь, новые рабочие места, налоговые поступления в бюджет республики и разгрузка уличной дорожной сети города. По нашим оценкам, на некоторые улицы нагрузка снизится на 60% и более. Наш проект, мало того, что выводит транспортные потоки из центра города напрямую на одну из федеральных трасс, он позволит развивать новую агломерацию в Зауфимье. Когда строится дорога, как показывает практика, вдоль нее появляется инфраструктура. Таким образом, Восточный выезд даст новый импульс развитию Уфы.
 
  • «Восточный выезд даст новый импульс развитию Уфы»